«Белджи»-чудо белоруского автопрома или полное фиаско?

В начале своей статьи я хочу провести короткий экскурс про то, как в Беларуси зарождалось производство легковых автомобилей. И так поехали.

Давно президент Беларуси хотел, чтобы в нашей державе производились не только грузовые автомобили, комбайны и трактора, но и освоить выпуск легковых авто. И тем самым расширить сферу экспорта и в Беларуси автовладельцы ездили не только на новых и бэушных иномарках, но и на своих новеньких авто.

Конечно, можно пойти по самому долгому пути и создать производство с нуля, копируя у других, как сделали в Китае. Это очень долгий и кропотливый путь и придётся соперничать с мировыми державами, а ведь хочется сделать всё по быстрому. Поэтому самый простой путь-это создать совместное предприятие с автопроизводителями с Германии, Америки и т.д.

И в мае 1996 года было создано совместное предприятие «Форд Юнион» в поселке Обчак под Минском, где доля акционеров распределялась следующим образом: Ford Motor Company получает в специально созданном под проект совместном предприятии «Форд Юнион» 51% акций, правительство Беларуси — 26%. Остальные 23% достаются фирме «Лада ОМС Холдинг».

Форд

На этом предприятии собирались выпускать 6000 автомобилей в год. Но по факту было выпущено в 1998 году только 1840 автомобилей, а в 1999 году — 440. И в 2000 году Ford свернул сборочное предприятие. По официальной версии причина была такова:— «оптимизация использования производственных мощностей в Европе», неофициальная — лишение некоторых льгот и просчеты компании в ценовой политике, в результате чего в России белорусские автомобили оказались неконкурентоспособными.

Вот казалось, что Беларуси не застолбить место в производстве легковых авто. Но в 2007 году на том же самом месте под Обчаком было создано производство автомобилей "Саманд" из иранских комплектующих. За основу был взята устаревшая модель "Пежо-405". Но предприятие потерпело полное фиаско, так как этот автомобиль не пользовался спросом как внутри страны, так и за пределами из-за высокой цены и низкого качества сборки.

Саманд

Но вот вроде не суждено в Беларуси организовать производство легковых автомобилей, после стольких попыток можно и поставить на этом крест, так как крупные автоконцерны после провала с фордом особо и не спешили инвестировать в нашу страну и открывать здесь производство легковых авто. Но нету то, было. На горизонте замаячил Китай. И 23 декабря 2011 на основании меморандума о сотрудничестве Минпрома Республики Беларусь и компании Geely было создано СЗАО «БЕЛДЖИ». А в марте 2012 года был заключен инвестиционный договор, согласно которому общий объём инвестиций в проект составил 244,9 млн долларов. И официальное открытие белорусско-китайского предприятия состоялось в феврале 2013 года. Разместилось предприятие на арендуемых площадях ОАО «Борисовский завод Автогидроусилитель» под Борисовом. Планируемая мощность — 60 тыс. авт./год.

Поначалу это было сборочное производство из компонентов и узлов из Китая. То есть из Китая приходили отдельно кузова, мосты и другие детали, а здесь на заводе всё только собиралось. В том же году началось производство автомобилей методом крупноузловой сборки, производственная мощность составляла 10 000 единиц в год. В феврале был собран первый автомобиль — седан Geely SC7[8], в марте стартовали продажи, и к маю было уже продано около 30 автомобилей. Первоначальный штат составлял 57 человек

23 октября 2013 началась сборка кроссовера Geely Emgrand X7, а с декабря эти машины начали поставляться в Россию. В октябре 2013 года штат предприятия уже составлял 128 человек.

По итогам года на Борисовском заводе произведено 2473 автомобиля, из них 1730 — седаны SC7 и 743 — кроссоверы EX7. Всего за 2013 год продано 1715 автомобилей. Экспорт в Россию — 235 штук. Продажи на белорусском рынке начались по итогам года, составили 465 автомобилей. В Казахстан было экспортировано 1015 автомобилей.

В Белоруссии большую часть автомобилей приобрели госструктуры, так самым крупным оптовым покупателем стало МЧС (58 машин), при этом несколько сотен автомобилей реализовать не удалось и их разместили на одной из охраняемых стоянок за городом (

Но хотелось большего, чем отвёрточная сборка и 17 ноября 2017 года между Борисовом и Жодино был открыт завод БЕЛДЖИ – CKD с полным циклом сборки автомобилей, а именно: сварка, окраска, сборка. Площадь этого завода 118 га. Было набрано в штат более 1300 человек. Производственная мощность выпуска автомобилей составляет до 60 000 автомобилей в год с возможностью дальнейшего увеличения производственных мощностей.

Здесь наладили выпуск таких автомобилей как: Geely Atlas, кроссовер Geely SX11, Geely Emgrand X7. Но вначале население Беларуси неохотно покупало это чудо белорусского автопрома, потому как есть куда более выгодные варианты. В основном автомобили закупались для предприятий.

Но что бы привлечь местное население были разработаны специальные кредитные программы на выгодных условиях и наш народ потихоньку начал покупать. На этом мой краткий рассказ завершён, а в конце я хочу Вас познакомить с реальными отзывами автовладельцев этого чуда» Белджи»:

Юрий купил Emgrand X7 в конце ноября 2013 года (официально модель стала продаваться в начале того же месяца). Это один из первых кроссоверов, выпущенных на предприятии «БелДжи», — по VIN-коду машина 31-я. Данная модель — с 2-литровым бензиновым (140 л. с.) мотором и механической 5-ступенчатой коробкой. Привод — передний. Три года назад автомобиль стоил в районе 20 тысяч долларов. Еще Юрий заплатил 1,2 миллиона рублей (до деноминации) за антикоррозийную обработку и купил комплект зимней резины.

— Выбирал, собственно, между двумя моделями — этим Geely и Renault Duster. Насколько я помню, Duster в той комплектации, что я рассматривал, стоил тогда 21,5 тысячи долларов. В общем, Emgrand был дешевле. Но сравнивать их не совсем корректно: Duster был полноприводный, а здесь — только передний привод. Базовый 2-литровый мотор. Скажу честно, пробовал лить 92-й бензин — едет очень плохо. Теперь только 95-й. Экспериментировал с 98-м — на самом деле разница ощутима. Гораздо лучше подхватывает на низких оборотах, и не пропадает тяга при включенном кондиционере летом, — рассказал владелец Geely.

Первой проблемой, с которой столкнулся Юрий, стали втулки стабилизатора. Они «подали голос» при первом же морозе. Поменяли. А еще у кроссовера не прогревался до конца двигатель: даже летом в жару — максимум 86 градусов. Термостат тоже заменили по гарантии — теперь с температурой проблем нет.

— У первой партии Geely Emgrand X7 была «детская болезнь» рулевой колонки. Когда выворачиваешь руль и едешь по неровностям (например, трамвайным путям), рулевая колонка грохочет и трясется так, что кажется, она сейчас переломается и останется у тебя в руках. Это было связано с тем, что китайцы на первые модели почему-то ставили алюминиевую трубку гидроусилителя руля. В результате получалось, что давление в этих трубках сильно скакало, из-за чего усилитель не мог найти оптимальный режим работы. Всем машинам из первой партии трубку бесплатно поменяли на резиновую — проблема ушла, — вспоминает Юрий первый год эксплуатации.

Однажды автомобиль стал жертвой злоумышленников, которые пытались проникнуть внутрь. По какой-то причине они решили не разбивать окно, а попытались открыть дверь ломом. В итоге были подогнуты края дверей. Два месяца Юрий ездил с повреждениями (металл и ЛКП), и машина «зацвела» — пришлось восстанавливать. Пробег у Geely Emgrand X7 на данный момент составляет 60 тысяч километров. И уже есть «жуки» на капоте.

На 50 тысячах владелец поменял все колодки, т. к. и без того ватные тормоза стали совсем плохо схватывать. Обслуживался автомобиль исключительно у официального дилера на улице Кольцова. По словам владельца Geely, цены там не кусаются и никаких серьезных проблем с автоцентром не было. Полный отзыв можно прочитать здесь:

Джили sc74 звезды

2013 г., 1,8 л., бензиновый, механика

Машина не плохая, верится что после рейсталинговые модели устранят мелкие не дочеты влияющие на комфорт и напоминающие производителя брата с Китая,

Интерьер 4 звезды Надежность 4 звезды Экстерьер 4 звезды Доступность обслуживания 4 звезды Ходовые качества 4 звезды

Достоинства

Все бачки жидкостей прозрачные, видно уровни жидкостей всегда, мотор ни когда не перекрутишь потому что к 2500 об/мин по шуму мотора уже глаз на тахометр кидаешь)).,

Недостатки

Не регулируется нет фиксации передних подголовников в сидениях, не регулируется водительское сидение по высоте, даже в golf 2 у меня регулировалось, у некоторых Джили кондер шумноват и излишняя вибрация думаешь на двигатель на холостом ходу в итоге нажимаешь of на кондере и никакого шума от мотора, нет ковриков под ноги в салоне ни каких.

Больше ремонтируют ,чем эксплуатирую 3 звезды

2014 г., 127 л., бензиновый, механика

За 2,5 гарантийного срока :замена радиатора печки,замена генератора.В настоящий момент поиск причины нагрева двигателя,не включается вентилятор обдува радиатора

Интерьер 3 звезды Надежность 3 звезды Экстерьер 4 звезды Доступность обслуживания 3 звезды Ходовые качества 3 звезды

Достоинства

Мало

Недостатки

Плохое сервисное обслуживание

2014 г., 18 л., бензиновый, механика

Я удивлён. За машиной наблюдаю два года эксплуатация жестокая прошла 100 тысяч сплошная гравейка и поля. Не хотите не верьте кроме тормозных колодок и наконечников ничего, кузов держится. Приемистая, идёт уверена, гравейку держит хорошо. Остальные бюджетные мелочи не описывают.

Интерьер 5 звезд Надежность 5 звезд Экстерьер 5 звезд Доступность обслуживания 5 звезд Ходовые качества 5 звезд

Достоинства

Двигатель

Подвеска, внешний вид

Недостатки

Даже не знаю

Удачная модель для спокойного вождения 4_5 звезды

2014 г., 1.8 л., бензиновый, механика

Купил в октябре 2014 г., установил защиту двигателя, сразу в автосалоне сделал обработку кузова, купил кожаные накидки на сидения, кожаную накладку на руль, резиновые коврики, колёсные литые диски R16, установил задние брызговики. Сейчас пробег около 15 000 км, ездил везде — в городе, по грунтовым дорогам, на шоссе, замечаний не было.

Интерьер 5 звезд Надежность 5 звезд Экстерьер 4 звезды Доступность обслуживания 4 звезды Ходовые качества 5 звезд

Достоинства

Хорошее тех. обслуживание в автосалоне г. Гродно на ул. Пучкова, постоянная галогеновая подсветка, красивый чёрный цвет, качественная акустика, большой багажник — 560 л, высокий дорожный просвет — не менее 160 мм, возможно установить литые колёсные диски большего размера — R16, невысокий расход топлива А92.

Недостатки

Плохо закрывается дверца багажника, некрасивый звук автосигнализации, не русифицировано меню автомагнитолы, при движении иногда дребезжат пластиковые брызговики спереди, недостаточно быстро разгоняется.

Для спокойной езды 3_5 звезды

2013 г., 1.8 л., бензиновый, механика

Обычный такой автомобиль, ничего особенного не скажу, но и ничего сильно плохого тоже. Подходит только для спокойной езды, но мне другой и не надо. Я же не гонщик

Интерьер 4 звезды Надежность 4 звезды Экстерьер 3 звезды Доступность обслуживания 3 звезды Ходовые качества 4 звезды

Достоинства

Ничего выдающегося

Недостатки

ничего выдающегося

Отличный автомобиль для поездок на дачу, по городу и просто за гор. Для любителей спортивной езды не подойдет.4 звезды

2014 г., 1.8 л., бензиновый, механика

Машина у меня с августа 2014г Покупал в Минском автосалоне на ул.Кольцова. Сразу же сделал полную антикоррозионную обработку(на всякий случай). Проехал 7500 км. Нареканий по машине нет. То, что там пишут, что не отрегулированы зазоры -вранье, все зазоры отрегулированы и в салоне нечего не скрипит. Салон больше чем у Фольксвагена Поло или Рено Логана. Очень радует большое свободное пространство моторного отсека. При необходимости легко можно добраться до любого узла

Интерьер 4 звезды Надежность 4 звезды Экстерьер 4 звезды Доступность обслуживания 4 звезды Ходовые качества 5 звезд

Достоинства

Отличный мотор, вместительный салон и багажник, красивый дизайн кузова, большие зеркала. Приемлемая цена автомобиля.

Недостатки

Немного шумноватый салон (но не более чем у Тайоты Авенсис Версо). Мягкие пружины подвески, при повороте на большой скорости (при загрузке 4 человека) машину сильно наглоняет.

Цена явно завышена.Приобрёл год назад.4 звезды

2014 г., 1.8 л., бензиновый, механика

За такую цену можно было бы поставить парктроник и круиз контроль.Желательно оценков кузов.

Интерьер 4 звезды Надежность 4 звезды Экстерьер 4 звезды Доступность обслуживания 4 звезды Ходовые качества 5 звезд

Достоинства

внешний вид управляемость

Недостатки

требует доп обработки кузова.Отсутствие парк.. и круиза

Skoda rapid за 12 000 у.е. рвёт это чудо в пух и прах.1_5 звезда

2013 г., 2000 л., бензиновый, механика

Skoda rapid за 12 000 у.е. рвёт это чудо в пух и прах. Сравнивать с норм производителем не к чему в общем. Китаец и shcoda… — далее разговор окончен, джили идёт прямо и чуть направо, за одинаковую стоимость…. (даже после девольвеца ,которого опять не было ,цена в рашке на уровне)

Интерьер 1 звезда Надежность 1 звезда Экстерьер 1 звезда Доступность обслуживания 2 звезды Ходовые качества 3 звезды

Достоинства

нет

Недостатки

Skoda rapid за 12 000 у.е. рвёт это чудо в пух и прах. Сравнивать с норм производителем не к чему в общем. Китаец и shcoda… — далее разговор окончен, джили идёт прямо и чуть направо, за одинаковую стоимость…. (даже после девольвеца ,которого опять не было ,цена в рашке на уровне)

АВТО в новом кузове рестайлинг 3 звезды

2014 г., 1.8 л., бензиновый, механика

Панель вся пластиковая, на ямках скрепит, смотрится очень дешево, есть подозрение что на солнце лопнет, рулевое колесо имеет регулировку только вертикальную, сиденье регулировок по высоте вообще не имеет, мне с моим ростом 186 найти удобное положение практически невозможно (или спинку кресла опускать до положения полулежа или половину приборной панели невидно из-за спицы рулевого колеса.

Интерьер 2 звезды Надежность 4 звезды Экстерьер 4 звезды Доступность обслуживания 3 звезды Ходовые качества 3 звезды

Достоинства

Авто выглядит дерзко, движение по трассе просто супер, авто плывет, боковые зеркала большие, обзорность отличная, свет фар тоже довольно хороший, огромный багажный отсек да еще и задний ряд сидений складывается 1 2. по мотору вообще вопросов нет (очень сильно радует),

Недостатки

Качество сборки ноль, никаких регулировок зазоров на Борисове не делали, собирают все "МОЛОТКОМ", как стало так и хорошо. автомобиль никак не адаптирован для белорусских дорог, необходима хорошая антикоррозионная обработка кузова, очень большое пространство под капотом от бампера до радиатора, заливная горловина омывающей жидкости находится низко, без лейки ни как не обойтись, нет омывателя фар очень не удобно, открыть капот не вымазавшись невозможно, вообще автомобиль "Волга белоруской сборки"

Geely,китайский авто 3_5 звезды

2013 г., 1.8 л., бензиновый, механика

Машина смотрится еще нормально ,по сравнению с ладой. Но geely,чем -то похожа и на ладу и на мерседес.

Интерьер 4 звезды Надежность 3 звезды Экстерьер 3 звезды Доступность обслуживания 4 звезды Ходовые качества 3 звезды

Достоинства

Позволительна по цене,смотрится хорошо,простая,все по минимуму

Недостатки

Китай. Отзыв взят от сюда:

Sam PrP